у Ани уволокла, потому что здорово)
10 СПОСОБОВ СДЕЛАТЬ СВОЙ ТЕКСТ ЛУЧШЕ
читать дальше1. Проверьте, совпадают ли по смыслу начало и конец текста. Если вы пишете, не составляя предварительный план, все может закончиться совсем не так, как вы ожидали, и тогда кое-что в начале текста надо поправить.
2. Перечтите весь текст и найдите все словосочетания, написанные автоматически («за окном светало», «ее ресницы задрожали», «мои пальцы летают по клавишам», «средь бела дня», «Россия встала с колен» и т.п.) Сделайте усилие и постарайтесь заменить большинство из них на что-нибудь менее банальное, но совпадающее по смыслу.
3. Уберите все, что вам очень нравится, но никак не имеет отношения к развитию сюжета. Подробные описания внешности героини, подробные описания оружия героя, дополнительные подробные описания внешности героини. Да что там, - каждый из нас знает, в чем его личный грешок. Преодолейте себя. Это больно, но важно.
4. Если вы пишете текст о себе, - убедитесь, что вы дали читателю понять, кто вы такой. Помните: он с вами не знаком, и то, что для вас совершенно очевидно (например, возраст, если для вашего повествования это важно), - неочевидно для него.
5. Посмотрите на самые длинные предложения и подумайте, не стоит ли разбить их на два-три. Это не всегда необходимо, но в девяноста процентах случаев делает текст лучше.
6. Нет ничего сложнее, чем передавать словами эмоции персонажа. В эти моменты любой автор рискует впасть в банальность, - или, напротив, породить что-нибудь ужасное, вроде: «У нее в горле разбух огромный морской еж и взорвался тысячей мокрых опилок». Если вы не на 200 процентов уверены, что справитесь с подобными описаниями, - обойдитесь простыми словами. Так будет лучше. Например: «Ей очень захотелось расплакаться».
7. Три раза подумайте, нужно ли вашему тексту название, - особенно если текст небольшой. Помните, что название – не обязанность автора, а способ сообщить тексту дополнительный смысл. Если без названия можно обойтись – обойдитесь, если текст обязательно надо как-то назвать – назовите максимально просто. Сложное название необходимо только тогда, когда текст с ним и без него должен восприниматься по-разному.
8. Уберите все многоточия. Да, все. Да, и то, которое вы специально поставили между буквами «п» и «а» в слове «правда»: в нашей стране пока еще можно произносить слово «правда» вслух. Если у вас есть многоточия, читатель резонно предполагает, что-либо вам нечего ему сказать, либо вы не знаете, как это сформулировать, либо вы «интересничаете». Последнее хуже всего.
9. Если у вас текст про любовь, - пожалуйста, не называйте персонажей «Он» и «Она». У нас всё чесаться начинает от этих «Он» и «Она». Единственный «Он» - это Он. Все остальные - «он». А про «нее» и говорить нечего.
10. Уберите дождь. Он не подчеркивает вселенскую грусть вашего персонажа, он подчеркивает скромность творческой палитры автора текста.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ ПИСАТЕЛЯ
1) Время года (1 раз).
2) Время суток (1 раз в эпизод).
3) Погода, осадки (1 раз в эпизод).
4) Цвета (по всему тексту).
5) Запахи (по всему тексту).
6) Вкус.
7) Тактильные ощущения – необязательно.
8) Температура (воздух, вода, металл) – необязательно.
9) Болевые ощущения – необязательно.
10) Убрать глупые "Свой, своя, свои…"
11) Убрать лишние "Был, были…"
12) Исправить предложения 1 подлежащее + несколько сказуемых ("Гусеницы").
13) Проверить, одинаковы ли времена у глаголов в одном абзаце.
14) Проверить, в одном ли стиле написан текст.
15) Убрать "Видимо".
16) Убрать "Действительно".
17) Убрать "Однако".
18) Убрать "Впрочем".
19) Проверить, использованы ли Сравнения?
20) Обработать программой "Свежий взгляд".
Объяснения:
Пункты 1-9 включают напоминания об употреблении обязательных компонентов описаний. Вероятно, стоит подумать и о том, чтобы не забыть описать внешность героев.
Пункты 10-11 указывают на те слова-паразиты, употреблением которых грешат практически все начинающие. Остается лишь отослать к брошюре Ю. А. Никитина "Как стать писателем", где подробно объясняется, что не стоит лазить "своей рукой в свой карман". Что же до обилия "был-были", то не стоит употреблять текст русского автора машинному переводу с английского.
Пункт 12 – Пример предложения, начатого словами: "Ну, то, что Александр Александрович стал вторым в истории нашей страны гроссмейстером, получил…"
Пункты 15-18 – список слов, которых следует всячески избегать в речи от автора, в диалогах героев – пожалуйста! Скорее всего, список стоит дополнить.
Пункт 19. Для некоторых начинающих авторов мысль о том, что употребление метафор является едва ли не первейшим признаком литературного произведения может оказаться новой…
Пункт 20. Программа выделяет одинаковые кустки слов, находящихся в "опасной близости". Например, одно и то же слово, повторенное дважды в одном предложении. Программа очень помогает при авторской правке текста.
ПЯТЬ СОВЕТОВ ПИСАТЕЛЯ ОТ ДЖОРДЖА ОРУЭЛЛА
1. Никогда не используйте метафоры, сравнения и другие стилистические фигуры, которые вы привыкли видеть в книгах. Конечно, в теории это звучит легко, однако на практике соблюдать это правило невероятно трудно. Все устойчивые выражения и знакомые клише сразу же приходят на ум и практически всегда выглядят уместными, благозвучными и выразительными. Но именно по этой причине их необходимо избегать. Эти выражения являются настолько “избитыми”, что уже, к сожалению, не вызывают необходимой для читателя эмоциональной реакции.
2. Никогда не используйте длинное слово там, где можно обойтись коротким. Стоит всегда помнить, что само по себе употребление где-либо длинных слов, как это ни прискорбно, не сделает вас эрудированным в глазах других людей, а в некоторых случаях может и вовсе вызвать негативную реакцию читателя. Кроме того, необходимо знать, что длинные слова сложны для восприятия и понимания.
3. Не стоит использовать лишние слова. Как говорил Эзра Паунд: “Классическая литература - это простые слова, заряженные глубоким смыслом.” Соответственно, каждое слово, которое не вносит своего вклада в смысл абзаца, является лишним, мешает восприятию и, разумеется, затрудняет понимание. Всегда помните, что краткость - сестра таланта.
4. Никогда не ставьте страдательный залог там, где есть возможность поставить действительный. Как ни печально, это правило весьма часто нарушается, что не красит тексты. Возможно, это происходит потому что очень многие начинающие писатели не знают разницу между активной и пассивной конструкциями. Запомните, что активная конструкция всегда гораздо лучше воспринимается, так как она короче и звучит убедительнее.
5. Никогда не употребляйте в своих текстах заимствованные научные слова и жаргон, если есть хоть малейшая возможность заменить их более понятным эквивалентом из родного языка. Старайтесь всегда писать для средних обывателей. В том случае, если аудитория ваших читателей состоит из высококвалифицированных людей, это будет своеобразный вызов. Не стоит давать излишних объяснений, однако всегда старайтесь помочь своему читателю как можно лучше понять то, что вы собираетесь до него донести.
РЕЙТИНГ ПАРАЗИТОВ
Топ-17 паразитов, удаление которых делает текст однозначно лучше.
автор: Константин Бочарский
1. Слово «очень».
Лидер рейтинга слов-паразитов, удаляем без сожалений. Улучшаем фразу, и вашу репутацию.
2. Притяжательные местоимения
Мой, свой, его и пр. Вычеркивайте без сожалений.
3. Канцеляризмы
Наличие в тексте слов «данный», «осуществлять» — верный признак, что вы пишите плохой пресс-релиз, а не заметку.
Повелитель канцелярщины – слово «является». Отлично заменяется на тире.
4. Бюрократический жаргон
«Изменение структуры занятости» скорее всего означает массовые увольнения, облавы на призывников – «мероприятиями по обеспечению явки», а «несанкционированный отбор газа из ГТС для технологических нужд» — тырить газ. Да, и вот еще: «приступил к осуществлению начала старта» означает «начал».
5. Псевдо профессиональная терминология
Вместо «атмосферные осадки» пишем «дождь», вместо «денежные средства» — «деньги». Сотрудники Росгидрометцентра и аудиторы будут настаивать. Не поддавайтесь.
6. Многословие
«Ненужные слова опускать», Уильям Стрэнк, «Элементы Стиля». Правило семнадцать в главе «Принципы композиции».
Есть простой способ понять, нужное это слово или нет: закройте любое слово в предложении пальцем, если без него смысл не теряется – вычеркиваем. Если без предложения абзац не теряет смысл – вычеркиваем. Ну, и, соответственно, «Если без этого текста…»
7. Назидательность.
Лучшая позиция для автора: «равный читателю». Никто не хочет, чтобы его поучали, мало того, чаще всего у рассказчика нет на это никаких оснований.
8. Заигрывание.
Самые ужасные тексты – те, в которых старательно шутят.
9. Пассивный залог
«Это слабо, уклончиво, а часто еще и мучительно». Стивен Кинг.
Предположим, кто-то помер на кухне, но оказался в другом месте. «Тело было перенесено из кухни и положено на диван в гостиной» - так вполне можно было написать. Но мне больше нравится так: «Майра и Фредди перенесли тело из кухни и положили его на диван». Почему вообще тело должно быть подлежащим? Оно же черт его дери, мертвое! Что, трудно до этого допереть?
Пассивный залог – это слабо, уклончиво, а часто еще и мучительно. Как вам такое: «Мой первый поцелуй всегда будет вспоминаться мной как время, когда был начат наш роман с Шайной». Выразить ту же мысль куда проще, приятнее и сильнее можно так: «Наш роман с Шайной начался с первого поцелуя. Я его никогда не забуду».
10. Наречия при глаголе.
«Дом сгорел дотла» и «дом сгорел». Видите разницу? А если не видно разницы, зачем платить больше?
11. Качественные прилагательные.
Несут какой угодно смысл, а значит никакого. «Высокая башня», «богатый человек», «качественный контент», «известный консультант». Насколько «высокая» и «богатый»? Не оцениваем, а измеряем. «Башня была высотой с семнадцатиэтажный дом» или «помимо особняка в центре столицы ему принадлежит вилла на берегу Черного моря».
12. Слово «качественный»
Я знаю одну компанию, занимающуюся стартапами в Интернете, в которой менеджерам запретили использовать словосочетание «качественный контент». Это буквально изменило их жизнь. Теперь им и правда пришлось заботиться о том, чтобы на самом деле объяснять идеи своих проектов.
Видимо следующие на очереди – производители продуктов питания. Что кроется за фразой «качественные пельмени»?
13. Субстантивы
Отглагольные существительные с окончанием «-ние»: «делание», «рисование», «движение». Отвратительно, не правда ли?
Заменяем на глаголы. «Завершение» и «завершил».
14. Повторяющиеся слова
«Территория слова» — принцип, который ввел американский профессор Рой Питер Кларк. Согласно этому принципу, не стоит повторять одно и то же слово в небольшом отрезке текста. Одинаковые (а также однокоренные) слова должны отстоять по его версии минимум на 200 слов. Попробуйте проконтролировать хотя бы 50.
15. Присоединенные глаголы
«Принять участие», «сделать заявление», «вынести решение» vs «участвовать», «заявить», «решить».
16. Запятые
Точка – лучший знак препинания.
Ну и последнее:
Правила можно нарушать. Но если только твердо уверен, что пишешь хорошо. Если не уверен, то лучше следовать правилам.
Уильям Странк, мастер риторики.
Избавляемся от сорняков в тексте
Сегодня мы будем бороться с сорняками в тексте. А их, слава богу, хватает!
Среди часто встречающихся сорняков — притяжательные местоимения: «свой», «мой», «твой», «его» и пр. Во многих случаях они являются лишними.
Когда начинающий автор хочет написать о герое: «Он сунул руку в карман», то обязательно уточнит: «Он сунул руку в свой карман». Надо же какой молодец — не стал шарить по чужим карманам, в свой полез!
Или если автор хочет написать, что герой кивнул, то непременно уточнит: «Он кивнул своей головой». А то еще круче: «Он кивнул своей головой в знак согласия».
Но это еще не предел! Бывают и такие перлы: «Он кивнул своей собственной головой в знак согласия, подтверждая сказанное».
Не лучше ли просто написать: «Он кивнул» или хотя бы: «Он кивнул головой»?
Коротко и ясно. И текст не перегружается.
Еще пример (предположим, из дамской книги):
«Представьте, что вы сидите в шезлонге на лужайке перед своим собственным домом. На соседнем шезлонге — ваш любимый мужчина. Слева — песочница, в которой играет вашА дочурка. Справа — беседка, где ваш старший сын сидит со своим ноутбуком и готовит свою конкурсную работу по математике. Послезавтра вы всей своей семьей улетаете отдыхать на Мальдивы. Перед этим нужно многое успеть: ваш муж должен дать распоряжения на своей фирме, чтобы во время его отсутствия дела шли нормально. Ему также придется съездить в свой банк и распорядиться насчет вашИХ счетов. Еще надо попросить своих помощников отогнать на станцию техобслуживания вашИ автомобили, чтобы к вашЕМУ возвращению все было в порядке…».
А теперь попробуем убрать все эти «свои», «твои», «мои». Выкинем этих «свояков», чтобы не мешали! Конечно, фанатизм здесь не нужен, некоторые притяжательные местоимения можно оставить. Главное, чтобы не было лишних.
Вот что получилось:
«Представьте, что вы сидите в шезлонге на лужайке перед собственным домом. На соседнем шезлонге — любимый мужчина. Слева — песочница, в которой играет дочурка. Справа — беседка, где старший сын сидит с ноутбуком и готовит конкурсную работу по математике. Послезавтра вы всей семьей улетаете отдыхать на Мальдивы. Перед этим нужно многое успеть: муж должен дать распоряжения на фирме, чтобы во время его отсутствия дела шли нормально. Ему также придется съездить в банк и распорядиться насчет счетов. Еще надо попросить помощников отогнать на станцию техобслуживания ваши автомобили, чтобы к возвращению все было в порядке…».
Текст стал лучше, правда? Уверена, что вы тоже это заметили.
Итак, безжалостно убирайте из текста сорняки. Поверьте, от этого он станет лучше и легче для восприятия!
Уроки мастерства. Глаголы и прилагательные
Глаголы
Роль глаголов — двигать действие, придавать ему энергетику.
«Пошел, сказал, сделал, поздоровался, повернулся, ответил, выстрелил, упал, встал» и т. д.
Если вы хотите, чтобы текст был динамичным, чтобы в нем было действие, используйте как можно больше глаголов.
Эрнест Хемингуэй шутливо говорил, что предложение должно состоять только из сказуемого и подлежащего. Конечно, это преувеличение, в текстах Хемингуэя были и другие слова. Но смысл понятен, и сам писатель тоже старался следовать этому правилу.
В наше время большинство читателей хотят видеть действие. Время у нас такое: быстрей, быстрей! Издатели требуют: «Дайте нам сюжет!». Глаголы в этом помогают. Чем больше в тексте глаголов, тем легче двигать сюжет.
Посмотрим пример (придумала для наглядности):
«Александр вышел из дома. Обернулся, поднял голову на окна и проверил, не смотрит ли жена. Затем направился к машине. Оглядел ее со всех сторон, убедился, что все в порядке. Открыл машину, сел, устроился удобно, повернул ключ в замке зажигания. Когда мотор завелся, Александр нажал на педаль газа и тронул машину с места.
Затем включил приемник, поискал нужную волну и нашел веселую музыку. Выехав за пригородную трассу, увидел, что, к счастью, она сегодня не загружена. Он прибавил скорость, включил музыку погромче и помчался в сторону Николаевки».
Используйте глаголы, это поможет вам двигать сюжет!
Прилагательные
К ним надо относиться осторожно, об этом я уже говорила.
«Красивая, грустная, нарядная, глупая, неинтересная, отвратительная, замечательный, сладкий, завораживающий, неприятный, кошмарный, приторный» и т. д.
Прилагательные, в основном, описывают чувства, которые испытывает автор по отношению к персонажу или действию. А это мало кому интересно.
Читатели сами в состоянии дать определение герою или ситуации. Для этого лишние авторские эпитеты им не нужны.
Посмотрим пример (взят из произведения, опубликованного на ПрозеРу):
«Разворачивающиеся в бесформенных глубинах склубившихся под тонким стеклом неба наэлектризованных туч грозовые помехи набирали угрожающие обороты и волной трепетной дрожи прокатывались над миром Чужих Огней. Искаженное небо накренялось над крышами серых домов спального района под немыслимыми углами. И, задетое антеннами совершенно нелепых форм, оно осыпалось на мокрый грязный асфальт водопадом острых осколков. Оставляемые на частоте информационного беззвучия рваные рубцы бесцветной боли разрывали виски оглушающим отчаяньем».
Отрывок перегружен прилагательными по самое некуда, согласны? Читать сложно, понять — тем более.
А теперь попробуем убрать отсюда лишние прилагательные:
«Разворачивающиеся в глубинах неба грозовые помехи набирали обороты и волной прокатывались над миром Чужих Огней. Небо накренялось над крышами домов спального района. Задетое антеннами, оно осыпалось на мокрый асфальт водопадом осколков. Рубцы боли разрывали виски отчаяньем».
Ну как, текст стал лучше? Несомненно. По крайней мере, теперь стало понятно, о чем речь. А раньше смысл тонул под нагромождением прилагательных.
В наше динамичное время прилагательные лучше использовать по минимуму. Слишком уж большой объем информации приходится нам переваривать. И когда, читая текст, увязаешь в потоке прилагательных, так и хочется воскликнуть: «Эй, рассказывай дальше! Не размусоливай, и так понятно!».
Старайтесь использовать прилагательные только там, где это, действительно, необходимо. Это сделает ваш текст более легким для восприятия и прибавит вам читателей.
«Нудные азы писательства» от Ольги Громыко
- если можешь исчерпывающе описать ситуацию в трех словах, выкинь остальные пять;
- если видишь тавтологию или повтор, вначале убедись, что синоним не утяжеляет предложение. Если это так, лучше переформулировать мысль, чем загромождать текст;
- если не уверен в значении слова, погугли. Иногда узнаешь удивительное;
- если ты маешься, не желая приступать к "скучному" куску текста, попытайся понять, почему он тебе скучен, и найди "изюминку", которая его оживит. Не пиши его единственно ради того, чтобы заполнить дыру. Она все равно останется дырой, только с буковками. Каждое описание природы, погоды и трапезы должно играть на сюжет (задать настроение, провести аллегорию и пр.);
- не бойся глагола "было" пару раз на страницу. Без разницы, что там говорят эстеты. Среднему читателю важнее читабельность, а не авторские выкрутасы в попытках избавиться от этого несчастного слова. Иногда читаю и прямо вижу, как автор плакал, но давил его в попытке выглядеть профессионалом;
- два слова подряд на одну букву нормальны и допустимы, три - если нет других вариантов. Три слова подряд, начинающиеся с одной приставки, допустимы только если это явный художественный прием, а не случайность;
- куда больше раздражает постоянно повторяющийся глагол "сказал" в диалоге. Лучше напиши, что герой при этом делал. Читатель сам догадается, что эту реплику герой не попой просвистел;
- если одному тестеру не нравится/не понятно то, что нравится/понятно тебе, шли тестера лесом. Если этот фрагмент не понимают/не одобряют два тестера, сходи в лес сам;
- не описывай героя единым блоком. Раскидай описание по первым 2-3 страницам, для лучшей усвояемости. Если сделать это позже, читатель успеет сформировать свой образ, и потом фиг в него вдолбишь правильную длину волос и размах плеч;
- по максимуму правь ошибки, даже если это просто опечатки. Чем чище текст, тем внимательнее корректорский глаз. Редакторов, которые перепишут корявость, в издательстве нет, это миф. В лучшем случае - тупо выкинут абзац;
- имена героев должны заметно различаться. Читатель может не запомнить, что имя одного героя Оыгакнцгпкцгупк, но никогда не спутает его со вторым - Васей или Диком;
- оценивай текст зрительно. Он должен быть елочкой, а не кирпичом (поясняю: диалоги+короткие абзацы, а не сплошной жуткий описательный абзац, где взгляд начинает скакать через одинаковые по длине строчки, не имея зацепок);
- паразитами бывают не только слова, но и целые фразы, и раздражают они куда сильнее. Типа "уронил свою челюсть от изумления". Если тебе кажется, что ты что-то такое уже писал, воспользуйся поиском по тексту;
- выложи кусок текста в режиме "только для себя" в ЖЖ или дайрик. Когда видишь его на другом фоне другим шрифтом, резко обостряется чувство прекрасного, легко замечаются и правятся мелкие корявости;
- лучше выделить слово курсивом, чем заглавными буквами. Читается приятнее, внимание привлекает с тем же успехом;
- почти все вышеописанные правила можно нарушать, если ты твердо знаешь, зачем это делаешь, и это работает на текст - а не на авторское эго.
Литературные штампы - об этом мы кажется ещё не говорили ( а может я и ошибаюсь, поправите если что smile )
- Какие ошибки наиболее часты во всех литературных работах, присланных на конкурс "Золотое перо"?
- Если начало кишит литературными штампами, вроде «мороз крепчал», «солнце садилось», «ветер дул», «глаза голубые», «он побледнел», «она побледнела» и вроде этого, далее ни один уважающий себя член жюри просто читать не станет. Если есть грамматические ошибки - тоже. Классика жанра: «памагаю атстающим па рускаму изыку». О каком Золотом пере в таком случае может идти речь?
Если есть повторы слов: он, она, они, был, была, были и другие - ну, просто неприятно. Вспомните - Пушкин силен тем, что у него на странице не повторяется ни одно слово! Прочтите еще раз свои стихи. Уберите слова: «любовь», «луна», «звезды», «ты», «я», «сон», «злой», - станет вам же легче дышать. Уберите из сказок «избитых» героев вроде эльфов, троллей и фей, а еще королей и принцесс… Если в поэтической вещи глагол рифмуется с глаголом, существительное с существительным, прилагательное с прилагательным, особенно одинаковыми по слоговому размеру – это грубейшие ошибки. Они оправданны только, если идет акцент именно на такую рифмованную форму реверса. «Ботинок и полуботинок» - тоже не рифма! Есть и так называемая «вода», не видимая автором. Это лишние четверостишия, либо предложения, либо даже целые страницы, от которых легко можно отказаться. Избегайте смысловой и словесной тавтологии. Чехов писал, например, свои рассказы так. Напишет, даст отлежаться. Потом первые пару страниц выбросит. А Хэмингуэй искал удачную начальную фразу, типа «колокол, который звонит по тебе». Если эта фраза есть, считай, есть и роман… То же самое касается конкурсного произведения. Ищите своего личного куража! Если есть кураж мысли, считайте, что перо уже на лацкане вашего пиджака!"
Из статьи "Литературные проблемы страны советов".
В приведенном отрывке обозначены наиболее грубые из ошибок, встречающихся в работах начинающих авторов.
Меня заинтересовала расстановка приоритетов организатором конкурса: акцент делается в первую очередь не на безграмотности большинства юных сочинителей, как, казалось бы, одной из самых важных и острых проблем современной молодежной прозы, но на вопросе о допустимости применения так называемых литературных штампов в художественных текстах. Посему мне хотелось бы остановиться на этой теме несколько подробнее.
По единогласному мнению критиков и искушенных читателей, штампы - клеймо, отделяющее плевелы от пшеницы, и в качественной литературе недопустим следующий набор клише:
"Усталые, но довольные", "мороз крепчал", "пулей выскочить", "смущенно покраснеть", "распахнуть доверчивые глаза", "первые крупные капли дождя", "мороз, посеребривший...", "гулко отдавались шаги", "женщина удивительной судьбы", "пройдя весь путь", "обжигающий чай", "воцарилась тишина", "непокорные кудри", "в гордом одиночестве", "виновник торжества", "закат, позолотивший...", "грозное оружие", "нежная дымка", "румяное яблоко", "руки как крылья", "лебединая шея", "ветер шумит в ушах", "туман стелется", "печаль/грусть/тоска в глазах", "мех как бархат", "колдовское снадобье", "лицо затуманилось/засветилось от счастья", "грани разумного", "праведное негодование", "оскорбленная невинность", "непредвиденное стечение обстоятельств", "в бесплодных попытках", "стражи порядка", "усмехнуться в усы", "хитрый прищур глаз", "волосы/кудри разметались во сне", "грудь высоко вздымалась", "весь затрясся от негодования", "лицо исказилось от ненависти", "наброситься с поздравлениями", "герой не ее романа", "внутри все похолодело", "жаркие объятия", "зеленая красавица", "сон праведника", "орлиный взгляд", "ледяной/холодный взгляд", "волевой подбородок", "непокорные вихры", "бездонные глаза", "тоненькая как тростинка", "усталые и добрые глаза", "цвета спелой пшеницы", "васильковые глаза", "с непоколебимой уверенностью", "с веселой хитринкой", "задорно смеяться", "скрипеть зубами от досады", "вскочил, готовый к действиям", "непроглядная/кромешная тьма", "досадливо отмахнуться", "хрупкое белокурое создание", "походка пантеры/кошачья походка", "на город пали сумерки", "скупая мужская слеза", "нежный девичий взгляд", "весело щебетать", "как-то по-особенному взглянуть", "оставить после себя смутное ощущение чего-то радостного", "смеркалось", "в воздухе пахло весной", "волосы рассыпались по ее плечам, как шелк", "глаза, как угли", "сгорать от страсти", "прильнуть к губам (или еще чему...)", "серебрится снег/лунный свет", "галантный француз", "чопорный англичанин", "загадочная русская душа", "яркие звезды/пышная растительность", "жертва страсти/любви", "солнце садилось", "ветер дул", "голубые глаза", "он побледнел", "ломкая психика", "мрачные глубины", "строить глазки", "чуткая душа", "трепетное сердце", "годы несутся, словно конь", "время, злой палач", "пышное цветение", "свет души", "чешуя как золото/медь", "мраморная кожа", "глаза как алмазы", "встал со скрипучего стула", "подошел к распахнутому окну", "скудный ужин", "наивное дитя", "благородный воин", "краснеть от едва сдерживаемой ярости", "упасть в объятия", "волшебный мир детства", "заботливые материнские руки", "суровый взгляд отца".
Поэтические штампы:
"Кровь-любовь-морковь-вновь-", "вечность-бесконечность", "люблю-молю/обижу-увижу" (а также другие глагольные рифмы), "никогда-навсегда", "слезы-грезы", "день-тень", "дом-том-ком", "тепло-светло", "небо-не был", "время-бремя", "знамя-пламя", "воспоминания-страдания", "роза-мороза-мимоза".
Безусловно, это далеко не полный каталог литературных шаблонов, однако, вчитываясь в данную подборку кочующих из книги в книгу метафор и образов, я обратил внимание, что некоторые из перечисленных "штампов" в действительности являются устойчивыми выражениями ("кошачья походка", "выскочить пулей") и традиционными описательными приемами, важными для передачи достоверной информации о внешних и внутренних особенностях персонажа ("холодный/ледяной взгляд") или специфики того или иного явления ("яркие звезды"). Это свойственные для любого языка слова-метки, замена которых новоизобретенными фразеологизмами может привести к определенного рода недопониманию между читателем и автором текста. "Я, конечно, могу поменять штамп, и, например, заявить, что "фонарь" отныне буду считать "светарем", по созвучию со словом "свет", или даже "тапримаком" безо всякого созвучия с чем-либо, но это вряд ли продуктивно" © staruschka57
Поскольку для мироздания характерны четкие, устойчивые законы, описываемые людьми явления и понятия остаются неизменными на протяжении тысячелетий. Следовательно, искать оригинальные обозначения для предметов, знакомых каждому человеку с детства, не имеет смысла, и употребление штампов в подобных случаях оправдано и уместно.
Поползновения включить в число запрещенных клише такие словосочетаний, как "голубые глаза" и "лунный свет" заставляют меня подозревать современных литературных критиков в некомпетентности. "Блондин/блондинка с голубыми глазами", "стелющийся над озером туман", "лунный свет, озаряющий тропы", вне всякого сомнения, являются стереотипными образами, присущими 90% художественных произведений, но это формы, придуманные не людьми, а той высшей и не менее стереотипной инстанцией, которую принято называть Богом или природой.
Вся человеческая жизнь состоит из "штампов". Повторяются житейские ситуации, повторяются мысли и действия, улыбки и истерики, праздники и злоключения. Повторяются слова. И в реалиях повседневности они почему-то не кажутся устаревшими или неуместными.
Литература описывает ту же самую жизнь, пусть и облекая ее в сплетение витиеватых и красочных фраз, и использование шаблонных формулировок - лишь способ активизировать эмоциональное восприятие текста, изначально лишенного визуальных и слуховых образов. Искусные манипуляции штампами создают иллюзию простоты изложения, дают возможность легкого понимания предложенных писателем или поэтом событий. Когда человек пропускает через призму сознания давно знакомые образы и обозначения, он способен достовернее сопоставить в уме выдумку и реальность, в то время, как к непривычным представлениям о действительности ему прежде необходимо адаптироваться, что значительно замедляет процесс уяснения заложенных в тексте идей. Более того, в погоне за оригинальностью зачастую утрачивается первоначальный смысл произведения, поэтому избегать стоит не штампов, а неумелого новаторства.
Однако я не стану отрицать, что употребление шаблонных формулировок должно быть обдуманным и осторожным: если есть возможность вычеркнуть лишнее слово - всегда будет разумно его вычеркнуть.
22 ошибки начинающих писателей: самые распространенные ошибки начинающих писателей
by Юрий Окунев | Опубликовано в: Видео, Как стать писателем | 0
22 ошибки начинающих писателейСегодня хочется поговорить про ошибки. Те самые ошибки начинающих писателей, без которых никогда не станешь действительно автором и писателем. Как это ни печально, но ошибок совершается много, поэтому на каждую необходимо взглянуть трезво.
Я сам прошёлся по этому списку и понял, как много из них продолжают влиять на моё писательство. Но я работаю над этим и предлагаю тебе сделать тоже самое: не обижаться, не скрываться, а посмотреть в лицо этим ошибкам, принять их, извлечь урок и стать немного лучше.
А там будет веселее!
Самые распространенные ошибки начинающих писателей
1. Неуверенность в себе
Если говорить про ошибки начинающих писателей, то начать стоит с отношения к себе. Я долгое время боялся признаться самому себе, что мне нравится писать, что я хочу стать писателем. Судя по данным в Интернете, я не один такой.
Неуверенность зачастую выражается в том, что писатель не защищает свои интересы, свой писательский труд или даже не начинает писать. В этом случае действенным будет лишь один совет: верьте в себя и пишите от души. Не о том, что теоретически популярно, а том, что трогает за душу лично вас. И уверенность появится.
2. Начинающий писатель не знает о чем писать
Сижу я, значит, слушаю друга. Он рассказывает истории из жизни, с юмором, чернухой и острыми замечаниями. А потом говорит, что классно было бы написать роман про эльфов. В ответ я на полном серьезе говорю ему: «Напиши», он махает рукой и отвечает, что он не знает, о чем там писать.
В такой ситуации я хватаюсь руками за голову. Люди! У вас столько опыта, столько впечатлений! Если ваша жизнь хоть немного вам нравится, всегда можно что-то написать. И не важно, внедрите вы это в мир эльфов, муравьёв или в обычную реальную повседневность. Тот, кто имеет опыт и навыки письма – может написать книгу. Причём первое нужнее второго. И опыт, в отличие от навыков письма, есть у всех.
3. Отсутствие времени
Каюсь – эта причина была моей родной на протяжении многих лет. От трёх до десяти, зависит от того, как считать. Однако первую изданную книгу “Сомелье по вызову” я написал за 30 дней, не прекращая работы, домашних дел, да ещё и подготовки к семейному празднику.
Отсутствие времени – это самая наивная и простая отговорка. Если мне говорят, что хотят написать книгу, но при этом 6 лет откладывают уже начатый проект – у меня это вызывает вопросы.
Ты говоришь, что у тебя нет времени? А сколько ты сидишь в Интернете? Сколько времени ты провёл в баре или на бесполезной встрече? Как только книга и новые строки становятся важными, действительно важными, так сразу находится и время.
Начни с 10 минут. Не замахивайся на Войну и Мир. Просто пиши о том, что видишь вокруг.
И вдруг увидишь гораздо больше, чем раньше.
4. Отсутствие алгоритма работы
Это такой, прагматичный пункт в программе ошибок. Существует два мнения о писателях: они либо долго ищут вдохновение, а потом за ночь пишут поэму, либо они годами планируют, а потом за ночь пишут ту же поэму.
Истина же в том, что каждый успешный или просто разумный автор имеет определенный алгоритм работы. Кинг пишет по 3 часа каждый день на протяжении десятилетий. У него есть расписание. Те, кто не зарабатывает писательством на полную ставку, обычно выделяют после работы 30 минут или 2 часа на общениес листом бумаги ли клавиатурой. Они, как и их окружение, знают, как действовать, и идут по шагам.
Я в зависимости от стиля работы и настроения, либо пишу с самого утра 1-1,5 часа, либо вечером, перед сном, пока не надоест.
Не будет систематического подхода, – не будет книг.
5. Распространенная ошибка начинающих писателей: писать в расчете на богатство и славу
Зайдите на Amazon в раздел книг. Выберите раздел Приключений или Любовных романов. И посчитайте сколько там книг. 99% этих изданий зарабатывают гроши или вообще ничего. В русскоговорящем мире ситуация не лучше – у нас предпочитают качать в Интернете, а не покупать книги.
Рассчитывать, что твои истории быстро и резко принесут богатство – не просто наивно. Это опасно.
В первую очередь потому, что начинающий писатель рассчитывает на быструю отдачу, не получает удовольствия от процесса. В итоге, даже написав книгу, но не продав её, автор кидает дело и остаётся злым.
Во-вторых, если поставить себе цель продать миллион книг, не представляя, как продать 10 – больше напугаешь себя. А от этого результат ухудшается и снова нет удовольствия.
Поэтому в писатели идут по иным причинам. А деньги – приятный бонус.
6. Дикая экзотика из головы
«Сели инопланетяне посреди славного города Нью-Йорка, да пошли к монументу Вашингтона, чтобы раздолбать Эйфелеву башню». Незнание не освобождает от ответственности.
Понятно, что начинающему автору хочется выделиться, написать, про «прекрасное далёко». И получается, что основывается на том, что не знает. Придумывает, как происходит «там», а не «здесь». В итоге ситуации и персонажи выглядят надуманными, плоскими или даже откровенно говоря идиотскими.
Пример: если бы я писал Сомелье по вызову про Францию, то сел бы в глубокую лужу. Я там бывал проездом очень давно и описать так, чтобы читатель поверил не смогу. Зато юг Испании я запомнил хорошо, и смог перенести события туда, где винные бочки являются нормальной частью пейзажа. У нас, к сожалению, хоть и растёт самый северный виноград для вина, но привычным делом винодельни не назовешь.
7. Законы физики? Что это?
Я сам тяготею к научной фантастике. Однако с улыбкой воспринимаю тех, кто считает, что можно писать научную фантастику без технического образования и специальной подготовки. Космические полеты подчиняются определенным правилам, даже если мы вводим неосуществимые сегодня межгалактические прыжки.
Оружие в космосе также имеет свои ограничения, и зона боевого столкновения всегда остается опасной, даже спустя годы, поскольку летающие в пространстве снаряды и обломки кораблей спокойно протаранят обшивку.
Даже ручное оружие внутри кораблей должно учитывать тонкие стены или сами корабли должны выдерживать десант. А это требует мощных двигателей, новых источников энергии и т.п.
Поэтому, прежде, чем бросаться в космическую одиссею, прочитай пару книг о космосе – вдохновения получишь.
8. Штампы и клише
Штампы и клише – это не просто типичные ошибки начинающих писателей. Это настоящая болезнь, от которой, как от лишая или бактерии хеликобактера очень сложно или даже невозможно избавиться.
Но при этом эти сорняки необходимы выпалывать. Сам страдаю от этого, тем более, не претендую на звание опытного эксперта. Но работаю над тем, чтобы убрать из своих текстов шаблоны и затёртые клише.
Причем клише касаются не только таких фраз, как принять меры или розовый закат, но и миров с персонажами. Мудрые эльфы, зловещие вампиры, адские демоны и толстый буржуй – это привычные, но набившие оскомину примеры.
Следи за собой и чисти грядки после работы.
9. Утреннее похмелье
Ошибки начинающих писателей бывают разными. Похмелье – особый случай. С утреннего похмелья начинающие писатели очень любят запускать свои истории. Об этом в чуть юморном ключе пишет Лукьяненко в своём романе «Черновик», мол, представить, как драться с драконом, могут немногие, а вот с зелёным змием знакомо большинство.
Поэтому моя новая история начнётся с болезни – вот что-что, а это я хорошо знаю.
Если же серьёзно, то похмелье может быть началом, но только если оно описано или преподнесено интересно.
Вспомните первый Мальчишник в Вегасе (Hangover – то самое похмелье): утро, номер, тигр. И нет жениха. Интрига есть.
Но в целом – поищи другие варианты.
10. Попаданцы – популярная тема, но с высоким процентом брака и конкуренцией
Попаданцы – это тот класс книг, обычно фэнтези, когда главный герой из нашего времени попадает в разные эпохи в прошлом, будь то Средневековый Париж, Древний Китай или сказочная Русь. И в целом не было бы ничего плохого, если бы в этом жанре не было такой конкуренции и брака.
Привлекательность для начинающего автора в том, что ему кажется, что стоит описать тот далёкий мир с собственной точки зрения, и читателя проймёт. Но при этом забывают о подготовительной работе в плане истории, об обычном неприятии чужаков в те времена, не говоря про нюансы, типа бани раз в неделю или даже месяц-год, если наш герой попал в «Просвещённую Европу».
Скажем так – есть гораздо более простые и приятные пути выбиться в писатели, после чего получить по голове критикой и спрятаться поглубже.
11. Отсутствие конфликта и четкой структуры произведения
«Красивое небо. Летящие облака. Красивые звезды. Всем пока». Рассказы и истории в таком духе могут привлекать любителей пейзажей, описаний. Но чаще всего читателю нужны интрига, конфликт, противостояние.
Даже, если речь идёт о том, что Винни-Пух застрял в дверях у Кролика. А если в дело втянуты пчёлы, странный Лабиринт и древняя война заклятых духов-коллекционеров, причём интерес всех противников в одном маленьком котике по имени Мур-Мур – то интерес возрастает.
К тому же история должна иметь структуру: завязку, кульминацию, развязку. Если история длинная, то в ней эта волна элементов повторяется несколько раз, создавая ритм повествования.
Если же нет ни конфликта, ни конструкции, то зачастую становится скучно читать. Даже в самых безумных мирах и сюжетах есть чёткая логика, поэтому не стоит пренебрегать этим элементом.
Просто пойми, что конфликт – не обязательно гражданская война на уничтожение. Спор в очереди в туалет о смысле жизни – тоже конфликт. Причём для приевшейся публики – гораздо более интересный.
12. Убогий невыразительный язык
Писать можно по-разному. Но лучше писать выразительно. Бедный язык из 20 слов читается тяжело, воспринимается плохо, да и сложно описать динамику бою, в которой тугие струи крови окрашивают воздух, а куски опалённой плоти пересекают горизонт или сочность мира, в котором нежный аромат персика наполняет сады, теряясь в тёмной зелени и изогнутых наподобие змей ветвях.
Лично меня обвиняют в излишней сложности текста, поэтому на 100% прислушиваться ко мне не стоит. Выбор зависит от тебя: подстраиваться под уровень публики или нет. Так сложилось, что русскоязычный читатель в среднем более придирчив к языку. С другой стороны, если читают 50 оттенков серого и не плюются… В целом, выбор за тобой.
13. Невнимание к деталям или излишнее количество деталей
Гэндальф курит трубку. Марвин опасается спутников, слежки и дантистов. Винни-Пух любит мёд и поёт песенки. Это детали, которые формируют персонажей. Такие же детали создают объёмный мир, придают реальность даже самой странной фантазии.
Надпись на кружке, вскользь упомянутые традиции народов, особые даты и праздники. Без таких деталей мир становится невыразительным. Да, есть те, кто забивает детали действием. Но это нужно уметь.
Другая грань – чрезмерное увлечение деталями. Описание той же кружки на пол страницы, просто потому, что она попала в обзор героя? Это слишком, кроме случаев описания занудного персонажа. Но опять же – читателю не следует видеть каждую мысль такого героя – он просто стухнет от тоски.
Необходимо выдержать баланс, чтобы и не пусто, и не густо.
14. Предсказуемость развязки
Дочитывая Тёмную Башню Стивена Кинга, я не предполагал, чем закончится история. То, что написал Кинг, перевернуло мне душу и я несколько дней ходил сам не свой.
А ведь там нет ничего сложного. Но меня зацепило.
Предсказуемость концовки – жирный минус для истории. Если читатель с первых страниц знает, кто убийца, предатель или как победить, интереса не будет. За редким исключением, когда сами приключения из точки А в точку Б важнее, чем начальная и конечная точка.
Можно подкидывать подсказки, давать намёки, путать. Но не стоит прямо на первой странице показывать ответ на вопрос всей книги. Даже в Бойцовском клубе, где мы начинаем с конца, мы всё равно обязаны пройти по всей логике сюжета, чтобы распознать намёки и дать ответ на вопрос фильма/книги.
Не позволяйте читателю легко угадать последнюю страницу по первой.
Или делайте это так, чтобы он всё равно прочитал.
15. Излишнее поглощение знаний, вместо того, чтобы писать
Чуть раньше я говорил о том, что незнание правил не освобождает от ответственности. Здесь другая грань – доскональное знание всех правил, особенностей и прецедентов не освобождает от необходимости написать книгу.
Лично я пока этим недугом не страдал, но вижу, как зарываются в исследованиях некоторые авторы: проверить дату восхождения Папы Римского Урбана II на престол; особенности изготовления булатной стали; имя 4-й жены Рамзеса Второго и не забыть про его 15-ого ребёнка.
Пока писатель рыщет впотьмах фактов, он забывает о главной задаче: непосредственно писать книгу. Поэтому знание – это, конечно, сила. Но без действия твой мозг быстрей лопнет, нежели создаст толковое произведение.
Тем более можно впасть в другую степь и вместо истории долго и нудно описывать особенности древнего ритуала. До тех пор, пока читатель не уснёт или не выкинет книгу в окно.
16. Каждый день начинаем новый гениальный проект
Фонтан идей, стихов, необыкновенных миров и персонжей – это классно. Но если ни один из них не превращается во что-то большее – толку ноль. Есть люди, которые предпочитают мечтать, придумывать гениальную идею и не писать.
То последняя идея быстро стухла, то конкуренты уже всё написали, то не с той ноги встал. Фонтан идей – это полезно. Но из него необходимо какую-то идею брать, её описывать и использовать. Иначе это как еда в зоопарке: животных кормят, ты её видишь, но через забор не пройдешь, да и злобная горилла фиг поделится.
17. Любая критика останавливает
Стоит кому-то сказать, что в моей истории ошибки, будь то грамматические или логические, первое желание – впасть в кому, посыпать голову пеплом и уйти из Интернета. Спустя 5 минут это проходит – не первый год получаем оплеухи.
Но переносить критику вначале тяжело. И неважно, конструктивная она или нет.
Вместо того, чтобы продолжать, автор останавливается, начинает оправдываться, защищаться.
Здесь важно понимать: конструктивную критику, несмотря на желание заткнуть уши, необходимо выслушать, принять, переработать и внедрить полученный опыт. Чужие эмоции, попытки подавить, просто поорать – игнорируем. К сожалению, это единственный способ сохранить себе нервы и концентрацию для продолжения работы.
Если слушать всяких идиотов, ничего хорошего не напишешь. Но и останавливаться от встречного ветра в виде критике и чужих слюней не стоит.
18. Писать в стол
Перечитал на днях дилогию Лукьяненко «Искатели неба». Там есть персонаж: пилот (летун по-местному), который всю жизнь отказывался писать. В некотором смысле, хоть он и пёр против своей природы, всё-таки был честен со своим страхом.
Если же ты решил писать, не складируй свои истории в стол или дальний угол жёсткого диска. Истории пришли в этот мир не для тебя, но для других. Ты – проводник. И обязан делиться.
К тому же, если не получать обратной связи от читателей, никогда не станешь лучше писать. Стилистика, грамматика, образность и структура – всё приходит со временем и опытом. И желательно, чтобы всегда были те, кто пинает тебя под зад, находя ошибки.
И неважно, будет это миллионная аудитория или 1 преданный читатель. Во втором случае лучше найти того, кто умеет давать конструктивную критику, а не просто поливает тебя… тем самым.
19. Страх перед успехом/Страх неудачи
Психика человека устроена странно. Он боится практически всего: и удачи, и поражения. И поэтому вместо действия выбирает бездействие. Аналогично и писатели: с одной стороны, боятся, что никто не станет читать их книги, а с другой опасаются, что придёт неожиданный успех.
В первом случае автор думает, что окружающие сочтут его неудачником, если он не может продать собственные книги (да, я тоже такой). Во втором случае писатель переживает, как измениться отношение друзей и близких, если он вдруг разбогатеет, станет популярным. Он не знает, как будет отказывать «бедным родственникам» и не готов выносить обзывательства со стороны окружения (и об этом я думаю).
Однако и тот и другой вариант скрываются в голове. Снова вспомним Кинга: он годами посылал свои рассказы в журналы и издательства и отовсюду приходили отказы. Он их накалывал на иглу или гвоздь, после чего садился писать заново.
Поэтому, как гласит народная мудрость: «Пилите, Шура, пилите!»
20. Длинные слова, предложения и параграфы
Я против этого пункта, но соглашусь с тем, что себя необходимо ограничивать. Длинные предложения путают читателя. Сложные слова ломают мозг. Навороченные параграфы вызывают оторопь.
Это наследие цифровой эры, проседания образования, нехватки времени. Книги вынуждены иногда подчиняться этим правилам, чтобы выжить. И поэтому заведомо проигрышно писать длинные, запутанные предложения, где деепричастные обороты разбиваются неожиданными вставками описательного характера и переходят в загадочные обороты и технологические термины.
Если ты целишься на широкую публику, то пиши проще. Вспомним снова 50 оттенков серого – проще, наверное, уже некуда. Я не призываю копировать этот стиль, но стоит держать в уме, что длинные слова, предложения и параграфы лучше не использовать.
21. Редактировать? Зачем это?
Написать книгу, на самом деле, не так сложно: сел и написал. За неделю, месяц, год. Но после этого настаёт важный этап: редактирование. И как показала практика, этот этап съедает сил и времени больше, чем само написание книги.
На этапе редактирования необходимо удалять лишнее, вычеркивать пустые предложения, жестоко расправляться со штампами и клише. Редактирование – это как прополка на грядке. Посадив картошку и полив её, фермер даёт жизнь не только ей, но и сорнякам. Если их не выдернуть, про картошку смело забудем.
Если не привести в порядок книгу, то за ошибками, косяками и откровенной ерундой, читатель не увидит красоты истории, интересных персонажей, запутается в ненужных описаниях.
Поэтому, как бы ты не считал идеальным свой текст, перед тем, как давать его кому-то читать – отредактируй.
А потом ещё раз отредактируй.
22. Перестать писать
И самая главная ошибка, которую может совершить начинающий писатель – это перестать писать. В таком случае он навсегда останется начинающим и проигравшим. Это как бросить тренироваться или просто ходить – не будет движения, не будет жизни в теле и в тексте.
Писательство – это навык, который подкрепляется или талантом, или опытом. И его можно и нужно тренировать. Бросить – легко. Но вот продолжать, становясь лучше и совершеннее – вот это вызов.
Единицы звёзд, независимо от рода деятельности, добивались успеха с первой попытки. Но они продолжали идти вперёд, преодолевая критику, поражения, неуверенность в себе. Продолжали писать, играть, петь, поднимать штангу или бегать.
Здесь важна страсть или осознание важности того, что делаешь. Сила, которая толкает вперёд всегда находится внутри, а не снаружи.
Поэтому только ты сам решаешь, станешь ты писателем или навсегда останешься новичком.
Решай. А пока думаешь, подпишись на мой канал, посмотри другие полезные видео, поищи вдохновение.
А когда решишь, учти все ошибки начинающих писателей.
А пока что: всем бобра!
10 СПОСОБОВ УКРЕПИТЬ СЮЖЕТ
Итак:
1. Старайтесь убивать всех, от кого надо избавиться, в начале повествования, а не в конце. То есть до того, как они окончательно осточертеют читателю. Помните - вы здесь на для того, чтобы исполнять его волю, а для того, чтобы пробуждать его чувства.
2. Если хоть один персонаж говорит что-нибудь перед смертью (особенно - если его фраза обрывается на полуслове, если он манит к себе кого-нибудь скрюченным пальцем, если зачин его слов - "Скажите жене, что...", если он давится кровью, но все равно стремится к самовыражению, - словом, почти при любых обстоятельствах) - или оставьте его в живых, или заткните ему пасть. Найдите другой способ предачи тайного знания. Подметное письмо и то лучше. В крайнем случае - пусть скажет то, что ему так уж необходимо сказать, после смерти. Вы, небось, по-любому планировали вытащить его из могилы пару-тройку раз.
3. Если он видит ее в объятиях другого и после этого ни разу с ней не заговаривает (топится, вешается, уезжает в Караганду или кончает с собой еще каким-нибудь способом), и при этом им обоим больше двенадцати лет, - всё не очень хорошо. Если им меньше двенадцати лет - все отлично, переходите к сексу между любыми двумя (тремя, одним) из вышеуказанных персонажей. Вас посадят, но вы прославитесь.
4. Кстати, про секс. Если вы только можете не писать про секс - не пишите. Поверьте, с точки зрения сюжета секс описания секса, за редкими исключениями, большой роли не играют. Если герой и героиня вошли в спальню, а потом вышли из спальни, ваш читатель вряд ли подумает, что они там эграли в "Эрудит". Он догадается, что у них был СЕКС. Даже если вы не упомянете слово СЕКС, он все равно решит, что у ваших героев был СЕКС. Хуже того, - даже если они оба будут настаивать, что никакого СЕКСА у них не было, читатель все равно ни на секунду не усомнится, что у них был СЕКС. СЕКС! СЕКС! СЕКС!
5. Если вы описываете бизнес, - ради Бога всевышнего, найдите кого-нибудь, кто когда-нибудь работал хотя бы подавальщиком кофе в большой компании, и спросите, каким языком и каким тоном люди в сфере бизнеса говорят о бизнесе. Поверьте, если кто-нибудь говорит кому-нибудь: "Мы построили график наших приходов и расходов и увидели, что через три дня нашу компанию ожидает крах", - поверьте, эти люди кого-то разводят. Кажется, вас.
6. Помните - время необратимо. Даже если вам это очень некстати, Вселенная продолжает разбегаться, когда вы пишете свое великое произведение, и одному лишь Господу Богу дано делать бывшее небывшим. Поэтому проверьте, всегда ли тот, кто ушел, пришел, а тот, кто пришел - ушел. Вы себе даже не представляете, сколько лишнего народу топчется почти на каждой странице большинства романов. А между тем достаточно помнить, что если кто вышел из точки А и отправился в точку Б, то в точке А его больше нет, а его неприбытие в точку Б может иметь место только в крайних обстоятельствах, о которых читателю необходимо сообщить.
7. При выходе из поезда не забывайте свои вещи. Ваших персонажей это тоже касается. Если кто вошел в поезд (самолет, звездолет) весь в багаже, то именно в нем он и должен выйти обратно. Ежели у кого во рту интубационная трубка, то "неожиданно заговорить" он не может (хотя идея смешная). Ежели кто с собачкой, то прежде, чем пойти поплавать, собачку надо или пристроить, или утопить. Если вы русский писатель - то лучше утопить, конечно.
8. А с другой стороны - не носитесь вы так с их, персонажей, вещами. Если дама утерла нос кружевным платочком, не надо полчаса пристраивать его то на ручке портшеза, то в нагрудном кармане героя, то на батарее. Сопли себе и сопли, тихонечко их куда-нибудь запихните. Да, кстати, про трубку вашего героя: выплюньте вы ее, Бога ради. Откуда он ее взял? Зачем он с ней выпендривается? На каких малолеток пытается произвести впечатление? Ему, понимаете, пижонить, а вам эту трубку то "перекладывать справа налево", то "раскуривать", то "выбивать", то еще чего похуже. Не нужна ему трубка. Если у него так уж сильно выражена оральная фиксация, - дайте ему чупа-чупс. Конфету съел, палку выбросил.
9. Если у вас в сюжете есть Мудрец (Учитель, Наставник, Всесгалактический Совет Высших Мудрецов и прочие просветленные квазигуру) - это уже не очень хорошо. Но если в конце повествования он (они, Они, ОНО) сообщает Герою, что начинать надо было с Е2-Е4, - это прямо очень, очень нехорошо. Если вам так уж хочется, чтобы Герою сообщили что-нибудь мудрое, - пусть Квазигуру сообщат ему, что у него, между прочим, детишечки голодные дома плачут, пока он тут шастает.
10. Кошка лишняя. Собака почти наверняка лишняя.