Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у нас остается.
вопрос на этот раз от Вика))
Недавно прочитал несколько произведений… пусть будет без имён, фамилий, ников)))) Скажем так – известный и весьма плюсуемый автор.
В текстах меня «цепанули» времена. Автор скачет по ним постоянно. В принципе, я встречал подобные нелогичные скакалки, и фактор «не замечания» у топовых авторов и куда больших ляпов – тоже не новость, а давно уже данность. Но, что интересно, этого автора не только хвалят. Критики, пробежавшись по отзывам к текстам, тоже я видел дофига. Но всё, что угодно, только не про внезапные смены времён.
И вот, что подумал. А важен ли этот момент вообще? Поспрашал гугл, но то ли плохо спрашивал, то ли инфы по этому поводу мало, но чёткого ответа не нашёл. Много пишут про повествование в том или ином времени в целом. В том числе и личных предпочтений, от категоричного «ненавижу настоящее/прошедшее», до «пофиг, лишь бы читабельно». А вот про эти самые скачки мало мнений и в основном отрицательные. Да, вроде есть нюансы, когда спецом надо подчеркнуть, например, пишем в настоящем, а надо что-то рассказать из прошлого – воспоминания героя и тэдэ, но в целом, мол, нет нельзя.
Уважаемые авторы и читатели, как вы думаете? Весь текст сто́ит придерживаться одного времени повествования, или можно смешивать?
Недавно прочитал несколько произведений… пусть будет без имён, фамилий, ников)))) Скажем так – известный и весьма плюсуемый автор.
В текстах меня «цепанули» времена. Автор скачет по ним постоянно. В принципе, я встречал подобные нелогичные скакалки, и фактор «не замечания» у топовых авторов и куда больших ляпов – тоже не новость, а давно уже данность. Но, что интересно, этого автора не только хвалят. Критики, пробежавшись по отзывам к текстам, тоже я видел дофига. Но всё, что угодно, только не про внезапные смены времён.
И вот, что подумал. А важен ли этот момент вообще? Поспрашал гугл, но то ли плохо спрашивал, то ли инфы по этому поводу мало, но чёткого ответа не нашёл. Много пишут про повествование в том или ином времени в целом. В том числе и личных предпочтений, от категоричного «ненавижу настоящее/прошедшее», до «пофиг, лишь бы читабельно». А вот про эти самые скачки мало мнений и в основном отрицательные. Да, вроде есть нюансы, когда спецом надо подчеркнуть, например, пишем в настоящем, а надо что-то рассказать из прошлого – воспоминания героя и тэдэ, но в целом, мол, нет нельзя.
Уважаемые авторы и читатели, как вы думаете? Весь текст сто́ит придерживаться одного времени повествования, или можно смешивать?
может мы с тобой ваще не правы))))))Mila_Vish, вы везде это видите?)) Или у любимых авторов или в понравившихся текстах не замечается?))
еблиJ2 объясняли😆😆Ну, т.е. это не критичный момент для восприятия?))
Vinston, Если автор, считает необходимым отправить читателя в прошлое, чтобы было понятнее развитие сюжета, то наверное это будет нормально.
Не, это понятно, я упомянул такого рода штуки когда спецом надо подчеркнуть, например, пишем в настоящем, а надо что-то рассказать из прошлого – воспоминания героя и тэдэ
А я им ввиду, вот идёт повествование в настоящем времени, не Про настоящее, а в настоящем времени, потом бац след абзац в прошедшем из оперы:
Я шёл по дороге, поймал тачку, спросил по пути ли, сел, разговорились.
Водила ругает погоду, я соглашаюсь.
EgoZhu, в одном ,напримет , предложении глаголы в разных временах ага, или даже не обязательно в одном, а, например, повторюсь, абзацы, но повествование не выделяется, как уже говорил логическими переносами.
что-то типа того:Дерек дарил Стайлзу красные розы, а тот любил очень редкие и дорогие Шоколадные лилии. Мне ж интересно-чо это они дорогие
вот да, люблю ,когда матчасть хотя бы через Вики изучена
Но! Не является ли это действительно тем самым "Розенталем под мышкой", о котором говорят про сетературу последнего времени?
Печатная литература, изданная, проверенная корректорами, прошедшая редактуру, спокойно относится к скачкам во временном повествовании.
Например. Т.Эйдель "Приключения кота Баюна" (ну, что я ещё могу читать))
"Долго ли, коротко ли бежал он, наконец, увидел за деревьями избушку на курьих ножках. Подкрался поближе и затаился в траве. Смотрит, выходит бабка та страшная и на руках Мусечку держит, приговаривает".
"Сидит на ней колдун, как на стуле. Поудивлялась Баба-яга и решила выйти".
Наугад из сказки о Василисе:
"- Увидим, как тут, - молвил Иван Горох.
А Змей с вихря кричит".
Из сказки о Сивке-Бурке:
"Дурак упёрся, аркан шею давит. И стал тут конь дурака молить:
"..."
- Хорошо, - отвечает Иванушка-дурачок. - Да как я тебя потом найду?
- Выйди за околицу, - говорит конь, "..."
Отпустил коня Иванушка-дурачок и взял с него слово "...".
А.Пехов. Крадущийся в тени (куча премий, кстати)
"Стража идет быстро и торопливо, едва ли не вприпрыжку, в самых темных переулках срываясь на бег. "..."
Шаги стражников, недавно прошедших мимо меня, затихли на соседней улице".
И это только, что я из последнего помню, но встречаются такие вещи гораздо, гораздо чаще. Вот так.
Таня_Кряжевских, Но! Не является ли это действительно тем самым "Розенталем под мышкой"
дык я о том и спрашиваю, Тань))) Оно вообще какими-то правилами прописано? Или в целом нет общепринятых? И собственно не должно быть критичным?))) Мол, как удобно так и писать)))
Насчет лиц и резкого перехода. Здесь вообще третьего не дано, да и второго не дано - это явное незнание основ стилистики. Элементарная начитанность уже не позволила бы допускать таких ошибок. Мне кажется, любой, кто читает книги, в курсе, что если рассказываешь от лица Пети, никаких "подумала мимо проходящая бабМаша" быть не может.
А-а! Ещё есть убойная фишка. Божечки, знать бы в каком классе эти детки ))
"Начало ПОВ" и описываются переживания героя. "Конец ПОВ, слова автора" и пошло опять от "всевидящего ока автора". Блин, я так смеялась ))
Как учат киндера на курсах (сама я правил не помню, если их в моей школе вообще озвучивали).
Времена могут меняться, если:
1. Это диктует контекст или сюжет и по-другому предложение не будет иметь правильного смысла.
2. Для усиления эмоционального воздействия.
3. Когда автор акцентирует внимание на изменениях в герое.
А вообще текст вроде бы должен течь ручейком, частая смена времён тормозит, разрушает эту плавность, поэтому ее лучше использовать умеренно.
или что-то вроде)))
но по сабжу скажу, что натыкалась не раз на авторские вставки, когда время меняется, видимо, просто по желанию-хотению атвора. Тут она пишет в прошедцем (главу, вторую, третью...) а потом бац - и пол главы в настоящем. вот от такого я вешаюсь
еще некоторые любят писать НЦу в настоящем, даже если весь остальной текст в прошедшем. такое меня тоже коробит, потому что одно дело, когда ты читаешь кусками (как пишет автор: написал кусочек, отошел покурить на пару дней, потом вернулся и как бог на душу положил, так и написал))), а другое - когда подряд и стиль резко начинает выбиваться из предыдущего текста.
В общем, моя имха, одно дело, когда скачки времени оправданы сюжетом (если пишешь в настоящем, а потом вставляешь воспоминания или какие-то ретроспективы), и другое, когда "автор так видит", причем, видит огромными кусками, а потом видение вновь возвращается в прошедшее время
за второе я бы била по рукам
Кстати, перечитывала свой старый текст, и увидела те же самые ошибки. Всё повествование в прошедшем, а когда напряженный момент или нца, от переизбытка чуфсств начинала шпарить в настоящем )
И я с тобой совершенно согласна. Одно дело, если это воспоминания, и среди настоящего времени появляется прошедшее или наоборот (если воспоминания как живое кино перед глазами), а другое - желание левой пятки.
VikTalis, надо смотреть по тексту, иногда это бывает необходимо, но если в одном абзаце пишут в прошедшем времени, в следующем - в настоящем, и потом опять в прошедшем - это как минимум сбивает с толку. Но как писака и я иногда допускаю такие ошибки, Мотя меня уже несколько раз носом тыкала, сама я не замечала. Не, потом видела, а сразу - нет.
не по теме читать дальше
Принимаю три "но" как исключение, - о ни жех уже говорили выше в комментах. 1. флэш-б может быть в настоящем времени, - но только если он четко и с первой фразы/двух фраз обозначен как флэш, не курсивом, а фразой. 2. врезка от 1 лица в текст от 3 лица, - может быть в настоящем времени, но если она как-то огорожена от основного текста, вот тут - да хотя бы курсивом, хотя лучше все-таки без него, а каким-то "кодом" или началом предложения, и если эта врезка не очень большая 3. если разные фокалы в тексте (я не считаю страшным грехом, когда в тексте идет повествование от нескольких лиц, - даже радикально, - не важно, обозначены они именем или просто перемена фокала, тем более, что тексты "глазами одного героя" далеко не всегда является лучше тех, где повествование идет по-иному, так как привязка фокализации к конкретному персонажу и подчинение ему - сужает текст, ведь могут возникать детали, выпадающие за рамки фокализации "Коли И.", которые перс не видит, не слышит, даже - не знает иногда))), до поры-до времени
Вот как-то так.Так страстно))) потому что по молодости вылавливала таких блох и ужасалась)))
Вот это мне и хотелось понять))
зависит, как это применено
А это, повторюсь, абзац или кусок - прошедшее, следующий - настоящее, потом опять прошедшее.
например, прошедшее - встретились, гуляля-гуляли, поехали домой
Дома тусят в настоящем.
Завтрашний день - опять прошедшее.
и так по всему тексту разными по размеру кусками))) Но прыгалок и отсылок в воспоминания или прошлое нет.
Сэриэль.,Если захватило с головой, то не замечаю, а если нет, то вижу. ага, пасиб, понял. Т.е. для вас всё-таки зависит именно от интересности, так сказать, самого текста?
Таня_Кряжевских, это надо у филологов спрашиватьэто надо у филологов спрашивать )) Раз они правят, значит, не с бухты-барахты.
Воот, я поэтому и спросил. Здесь же много знающих))
С лицами, ага, забавно бывает))) но по тому, как лица применять, инфы много конкретной и конструктивной и да)) как грится, главное чтоб читали про это авторы)) а вот по временам как-то расплывчато гугл отвечает, вот я и озадачился)))
jammm, Времена могут меняться, если:
1. Это диктует контекст или сюжет и по-другому предложение не будет иметь правильного смысла.
2. Для усиления эмоционального воздействия.
3. Когда автор акцентирует внимание на изменениях в герое.
О как))) есть о чём поразмышлять))) Лена, спасибо)))
Nadhart, Ты не поверишь, но только что написала своему автору "проверь время, оно у тебя скачет, как конёк-горбунок".)))
Мотя меня уже несколько раз носом тыкала, сама я не замечала. Не, потом видела, а сразу - нет. Мотя у меня даже бууудущее зарэзала))) Я вообще не представлял, что там можно как-то изменить, как раз вопЕл(с))) что мне иначе не ложится(с))) и что-то из оперы, как Лена написала Это диктует контекст или сюжет и по-другому предложение не будет иметь правильного смысла. а Мотя смогла))) переделала и всё отлично разлеглось)))
Nymphalidae, как пишет автор: написал кусочек, отошел покурить на пару дней,
воо, тоочно))) я всё никак поймать не мог, чем же мне в текстах тех куски отличаются, кроме времён))) и автор пишет, видать, так))Причём разными по размеру кусами и абзацами получается видать именно поэтому)))
Один момент сейчас, а следующий пишет уже спустя время.
A.Raff, Ухх)) Аня, спасибо за твои мысли)) интересно очень и на подумать, ага))